Кадровый резерв фсб – Особенности оформления на службу :: Федеральная Служба Безопасности

Чекисты XXI века | Новости

Присказка про «бывших чекистов», которых не бывает, не так далека от правды. Многие офицеры спецслужб, якобы вышедшие в отставку, были отправлены действующими агентами в бизнес, СМИ и гражданский сектор, по-прежнему подчиняясь ФСБ. Для их обозначения использовался специальный эвфемизм — «ОДР»: офицер действующего резерва. В 1998 году офицеров действующего резерва переименовали в АПС — аппарат прикомандированных сотрудников, но суть осталась прежней.

Статус агента действующего резерва считается государственной тайной, раскрывать которую запрещено законом. Эта армия секретных офицеров ФСБ скрыта от остальной части общества и работает в совершенной тайне, отправляя отчеты начальству в ФСБ и активно вербуя новых сотрудников. Сложно предположить, сколько человек работает в действующем резерве, но общее их число, вероятно, измеряется тысячами.

Один из самых удивительных примеров этого явления — назначение в 2002 году представителя ФСБ генерала Александра Здановича (который также служил в военной контрразведке и был главным официальным историком ФСБ) заместителем генерального директора ВГТРК. Сначала говорили, что Зданович будет отвечать за службу безопасности компании, но вскоре стало ясно, что его полномочия гораздо шире. Когда в октябре 2002 года террористы захватили театр на Дубровке во время демонс- трации мюзикла «Норд-Ост», Зданович, по сути, говорил журналистам, как освещать событие. В разгар кризиса Зданович официально входил в состав оперативной группы — таким образом, он одновременно работал и в службе безопасности, и в службе новостей. В сентябре 2004 года, во время захвата школы в Беслане, авторы книги встретили Здановича на улицах города за два часа до штурма. Генерала пригласили в Беслан спецслужбы, несмотря на то что формально он был сотрудником телеканала.

Не все офицеры действующего резерва занимали такие высокие должности. Многие намеренно избегали внимания, даже обладая определенной властью. Например, Михаил. Ему пятьдесят с небольшим, у него азиатские черты лица, простые манеры и скромный костюм. Он похож на кого угодно, только не на полковника ФСБ. Этнический татарин, в юности он добровольно пошел в КГБ из идеалистических побуждений. В начале карьеры в его ответственность входило наблюдение за исламистскими движениями в Узбекистане. После развала СССР его перевели в Москву, в центральный аппарат ФСБ, где его специализация пригодилась департаменту по борьбе с терроризмом. После участия в первой чеченской войне его вернули в Москву; к середине 2000-х годов он стал полковником и был отправлен в правительство Москвы «офицером действующего резерва», где стал заведовать городской политикой по отношению к мусульманам. Работая в мэрии, он тихо вербует агентов в этнических общинах, наблюдает за исламистскими тенденциями, собирает информацию и передает ее в ФСБ.

По правилам, унаследованным от КГБ, офицеры действующего резерва должны получать только одну зарплату. Если зарплата в ФСБ выше, чем в компании, в которую он командирован, разницу разрешалось оставлять себе. Но если зарплата в ФСБ была ниже, разницу приходилось возвращать в ФСБ. Если офицер не хотел (как и происходило в большинстве случаев), ему предлагалось отказаться от зарплаты в ФСБ.

Офицеры действующего резерва раз за разом не могли побороть конфликт интересов. Предполагалось, что, отправляясь работать в другую компанию, сотрудники сохраняли лояльность к ФСБ. Но многие из тех, кто был назначен офицером действующего резерва во время быстрого роста капитализма в России, стали питать большую лояльность к своим прибыльным компаниям, чем к родному ведомству. В некоторых случаях они относились к компании как к своему главному начальнику, а к ФСБ — как к источнику ценной информации и личных связей.

Сотрудники, которых отправляли в небольшие компании, главным образом майоры и полковники, в основном сохраняли лояльность ФСБ и никогда не отказывались от зарплаты, потому что хотели продолжать карьеру в службе безопасности. Напротив, генералы в действующем резерве, которых огромными заработками переманивали крупнейшие корпорации и банки, быстро забывали о своих сравнительно небольших генеральских жалованиях. Они становились властными представителями бизнеса в ФСБ. В основной массе это были люди пенсионного возраста: они действовали, ясно осознавая, что у них едва ли есть будущее в разведке.

Напряжение между поколениями офицеров безопасности росло: молодые сотрудники приходили в уныние при виде состояний, нажитых их старшими коллегами. Полковники и майоры начали сомневаться в целесообразности политики, дающей преимущество генералам. Один полковник ФСБ на правах анонимности сообщил авторам книги, что «основной вопрос — это старый пункт о двух зарплатах. Меня отправили работать под частичным прикрытием, и я должен был выполнять свою официальную работу, а потом работу для ФСБ, встречаясь с агентами по ночам. Так почему мне отказали во второй зарплате? Это правило было установлено секретным приказом начальника ФСБ, но этот приказ не был должным образом зарегистрирован в Министерстве юстиции, поэтому нет никакой возможности его опротестовать».

***

ФСБ была очень крупным землевладельцем. И хотя дачи на Рублевке официально принадлежали государству, спецслужбы распоряжались ими так долго, что считали их фактически своими.

В 2006 году депутат Государственной думы по Одинцовскому округу Виктор Алкснис обнаружил, что в 2003–2004 годах государство раздало частным лицам 40 га земли вдоль Рублево-Успенского шоссе — 80 участков, 38 из которых были с согласия руководства изъяты из фондов Управления материально-технического обеспечения (УМТО) ФСБ РФ.

Земля была передана бывшим и действующим высшим чинам ФСБ.По словам Алксниса, передача земли была осуществлена по простейшей схеме: письмо с запросом, одобрение — и смена собственника. Так, например, поступил заместитель начальника Службы экономической безопасности ФСБ Алексей Федоров. Он отправил заявление на имя главы Одинцовского района, приложив к нему письмо от заместителя начальника УМТО ФСБ Семененко с просьбой передать землю ему. Земля, говорит Алкснис, находилась в государственной собственности, и у Семененко не было права передавать ее частному лицу. По закону земля должна была перейти в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для последующей продажи.

Изучая документы на выделение земли, мы заметили, что высшие чины ФСБ фигурируют в них без указания должностей и званий. Например, генерал-майоры названы «военнослужащими, общая продолжительность службы которых составляет более 15 лет». К тому же по меньшей мере три высших чина ФСБ получили землю бесплатно. Этими «военнослужащими» были Александр Федоров из Службы экономической безопасности ФСБ, начальник департамента погранконтроля ПС ФСБ Михаил Шкурук и Борис Мыльников, руководитель Антитеррористического центра СНГ (этот пост приравнивается к должности первого заместителя директора ФСБ). Мыльников получил свой участок по номинальной стоимости $5 за сотку.

Бесплатной землей разжились также главный кадровик ФСБ Евгений Ловырев, бывший руководитель Антитеррористического центра ФСБ Вячеслав Волох (который к тому времени оставил службу и занимал пост помощника министра сельского хозяйства) и Сергей Шишин, руководитель Управления собственной безопасности ФСБ. Все они получили участки в престижном поселке «Горки-2».

***

В то время как генералы получали в подарок землю в элитном районе, среди низших чинов ФСБ росло недовольство. Напряжение достигло точки кипения, когда было решено ввести новые правила о зарплате под названием «Коэффициент 2,2», по которым служащие ФСБ на административных должностях будут получать в 2,2 раза больше, чем сотрудники того же ранга, работающие под прикрытием. К 2008 году офицеры ФСБ начали подавать в военные суды Москвы на свое руководство, требуя квартир и пособий, обещанных российским законодательством. В ответ на это в ФСБ был создан департамент, который должен был защищать высшие чины от таких исков. Один из полковников ФСБ рассказал нам: «Этот департамент был создан для защиты руководства ФСБ, а не простых сотрудников. На одном собрании генералов из моего отделения спросили, почему зарплаты так сильно различаются. Они ответили, что когда-то у Родины не было денег. Теперь, когда ресурсы у страны есть, им следует заплатить за их труды». В 2008 году нам стало известно, что несколько офицеров ФСБ обратилось в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, заявляя, что руководство ФСБ проводит политику дискриминации. Первое решение по возбужденным делам было оглашено 14 января 2010 года — суд встал на сторону истцов.

Руководители ФСБ не только копили материальные богатства, но и занимались обогащением членов своих семей. Землю на Рублевке получили два сына начальника Антитеррористического центра ФСБ начала 2000-х годов Германа Угрюмова — Александр и Владислав. Сын директора ФСБ Николая Патрушева Андрей стал советником председателя совета директоров нефтяной компании «Роснефть» Игоря Сечина. В 2007 году президент Путин наградил двадцатишестилетнего Патрушева орденом «За заслуги перед Отечеством». К тому времени тот проработал семь месяцев советником председателя «Роснефти» и три года — в Службе экономической безопасности ФСБ.

В тот же самый день брат Николая Патрушева Виктор, проработавший семь лет в компании «Мегафон», был награжден орденом Дружбы. Этот странный выбор номинанта для ордена, обычно присуждающегося артистам и иностранным спортсменам «за вклад в укрепление сотрудничества между народами», возможно, объясняется тем, что в начале 2006 года Виктор уже получил от Путина орден Почета «за заслуги в развитии физической культуры и спорта». Брат директора ФСБ работал советником президента спортивного клуба «Динамо», которому служба безопасности покровительствовала с 1920-х годов.

Располагая ценными участками, роскошными машинами и государственными наградами, сотрудники новой службы безопасности России не просто служили государству — они были землевладельцами и властными игроками, способными влиять на важные кадровые решения и продвигающими своих друзей и родственников во власть.

Из книги The New Nobility (Andrei Soldatov and Irina Borogan). Публикуется с разрешения издательства PublicAffaires, входящего в Perseus Books Group

www.forbes.ru

ОФИЦЕРЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО РЕЗЕРВА

Поиск Лекций

 

Когда будущий сотрудник Гусинского Бобков стал первым заместителем председателя КГБ, его предыдущая должность — зам. председателя КГБ и куратора 5-го управления КГБ — оказалась вакантной. Новым начальником 5-го управления был назначен генерал-майор Евгений Федорович Иванов (который после упразднения КГБ возглавил аналитическое подразделение «Моста» Гусинского).

 

Кроме официальных сотрудников КГБ, курировавших советское телевидение, в различных его структурах работало немало представителей негласного аппарата госбезопасности — резиденты и агенты, завербованные из числа работников телевидения или внедренные в его структуры офицеры госбезопасности, вышедшие в отставку. По терминологии КГБ-ФСБ эти люди назывались «офицеры действующего резерва». Активно использовались также вышедшие на пенсию сотрудники спецслужб.

 

Должности «офицеров действующего резерва», как и само понятие, появились во времена Ю. Андропова, возглавлявшего КГБ с 1967 г. по 1982 г. Офицеры госбезопасности, занимавшие должности действующего резерва, работали во многих министерствах, ведомствах и государственных организациях. (Следует заметить, что до 1989-91 гг. в СССР все было государственное.) Введению их в конкретном месте предшествовала рутинная бюрократическая процедура: представление КГБ в ЦК КПСС обоснования о необходимости наличия такой должности в одной из госструктур СССР. Затем следовало Постановление Секретариата ЦК КПСС с одобрением или отклонением инициативы КГБ, после чего, в случае положительного, решения следовало утверждение Политбюро ЦК КПСС с последующим указанием правительству. По инициативе Бобкова эта должность была введена даже в ЦК партии. Дело в том, что Бобков уже тогда пробовал поставить под контроль КГБ так называемые партийные деньги, которые в разгар перестройки были выведены за границу и найдены никогда не были. Понятно, что за границу их выводили работавшие в ЦК партии офицеры действующего резерва КГБ, где Бобков был первым заместителем председателя, т. е. вторым человеком. В частности, операцией по выведению денег за границу занимался работавший в ЦК партии офицер действующего резерва КГБ Вевеловский.

 

Постепенно должности офицеров действующего резерва были введены во всех мало-мальски важных объектах, предприятиях, учреждениях, институтах, бизнесах, начиная с ЦК коммунистической партии до, конечно же, телевидения.

 

Офицеры госбезопасности, зачисленные в действующий резерв, оставались в составе своего подразделения, но при этом направлялись в гражданское учреждение на работу. На указанной должности они выполняли официальные функции, т. е. работали на новой работе, но при этом основной их задачей было осуществление деятельности в интересах органов госбезопасности. Формально уходивший в отставку офицер ФСБ, на самом деле переводимый из КГБ-ФСБ на гражданскую работу, оставался на этой работе негласным сотрудником КГБ-ФСБ, агентом государственной безопасности. Это было поистине революционное нововведение, готовившее тылы на случай непредвиденного развития событий в стране. Именно тогда появилось понимание, что бывших сотрудников спецслужб не бывает. Они, действительно, не становились бывшими. Они были офицерами действующего резерва КГБ-ФСБ — шпионами КГБ-ФСБ на гражданском или военном объекте.

 

Помогал введению новых должностей в гражданских ведомствах ставленник Бобкова Е. Ф. Иванов. Сам он стал офицером действующего резерва КГБ в ЦК партии и был направлен в отдел административных органов, курирующий всю правоохранительную систему Советского Союза: прокуратуру, Верховный суд, КГБ и Министерство внутренних дел. Там он проработал около двух лет и уже в чине генерал-майора вернулся на должность заместителя 2-го Главного управления КГБ. Иванов курировал кадры этого главного в системе КГБ контрразведывательного подразделения. Вскоре он стал начальником 5-го управления КГБ СССР и генерал-лейтенантом.

 

В перестроечные годы под руководством Е. Ф. Иванова 5-е управление КГБ было преобразовано в Управление по защите конституционного строя, управление «К». Освободившееся после ухода Иванова из ЦК место офицера действующего резерва занял другой представитель 5-го управления, в прошлом первый секретарь Красноярского краевого комитета комсомола Александр Николаевич Карбаинов, вместе с Ивановым занимавшийся реорганизацией 5-го управления в управление «К». Вскоре Карбаинов стал начальником пресс-бюро КГБ, которое при нем было преобразовано в Центр общественных связей (ЦОС) КГБ — пропагандистский рупор перестраивающейся госбезопасности России. Затем он был назначен в качестве офицера действующего резерва заместителем министра авиационной промышленности СССР. Заместитель Карбаинова по ЦОС генерал КГБ Кондауров получил назначение, которое следует назвать ожидаемым: в качестве офицера действующего резерва он был направлен сотрудником к еще одному бывшему комсомольскому руководителю (с которым Карбаинов был знаком по комсомольской работе) — будущему российскому олигарху Михаилу Ходорковскому. У Ходорковского Кондауров возглавил аналитическое управление ЮКОСа.

АЛЕКСАНДР КОМЕЛЬКОВ

 

Заместителем начальника 2-го отделения 14-го отдела 5-го управления КГБ, курировавшего телевидение, был выпускник Московского Института культуры майор Александр Петрович Комельков по кличке Баклажан. Прозвали его так приятели-собутыльники, коллеги по Управлению, за характерный багрово-красный с синюшным оттенком цвет лица. В телевизионный отдел Комельков пришел из другого подразделения — Управления, курировавшего Московский университет им. Ломоносова и Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Отец Комелькова служил в 1-м главном управлении КГБ (разведке), и это определило карьерный рост Комелькова.

 

Комельков же, в свою очередь, привел на телевидение своего старого знакомого по 5-му управлению подполковника Валентина Васильевича Малыгина, который стал начальником 1-го отдела (КГБ) телецентра. Кандидатуру Малыгина поддержал возглавлявший тогда 5-е управление генерал И. П. Абрамов, и утверждение Малыгина по линии КГБ прошло легко и быстро.

 

На должность офицера действующего резерва от 5-го управления в телецентре был назначен старший оперуполномоченный 1-го отдела 5-го управления майор Владимир Степанович Цибизов. Подчинялся он непосредственно начальнику 1-го отдела (КГБ) телецентра. В КГБ, где долгие годы служил его родной дядя, Цибизов пришел после окончания Государственного института театрального искусства. В 1-м отделе 5-го управления он курировал театры и Госконцерт СССР — ведомство, которое занималось гастролями советских творческих коллективов за границей и организацией на территории СССР гастролей зарубежных артистов.

 

Телецентр являлся так называемым режимным объектом. Вход в него осуществлялся по специальным пропускам (постоянным — для его сотрудников или же разовым — для посетителей). Начальнику режимного отдела офицеру госбезопасности В. С. Цибизову хорошо был известен круг лиц, посещавших Останкино. При необходимости по его приказу любому посетителю могло быть отказано в получении пропуска, а любой сотрудник комплекса и его личные вещи могли быть досмотрены при входе в здание или при выходе.

 

В перестроечные годы Комельков и Малыгин умело распоряжались своим административным ресурсом — телецентром «Останкино», прежде всего эфирным временем теле- и радиоканалов и помещениями, которые сдавались коммерческим телевизионным структурам. Закончилось это для Комелькова катастрофой: его отправили в отставку с унизительной формулировкой, говорящей о профнепригодности.

 

Уйдя из телецентра, Комельков открыл ресторан на Кутузовском проспекте в Москве, напротив Триумфальной арки. Во время летней Олимпиады в Барселоне он успешно осуществил проект по сдаче российских теплоходов у испанских берегов под гостиницы для туристов. Но больше всего на свете Комельков, прослуживший 15 лет в 5-м управлении КГБ, мечтал работать в 9-м управлении, причем на должности «прикрепленного» (офицера, отвечавшего за личную охрану высшего должностного лица в государстве или компартии). Комельков, однако, не подходил под определенные критерии, которым следовали при отборе кандидатур на подобные должности. Основными критериями являлись физические данные кандидата. Прежде всего рост — не менее 180 см и прекрасная физическая форма. В основном в 9-м управлении «прикрепленными» делали бывших советских спортсменов, достигших высоких результатов на международном уровне в различных видах спорта.

 

Невысокий, чуть более 170 см ростом, рано пополневший Комельков объективно не подходил для подобной службы. Но мечта оставалась и в конце концов сбылась. После распада СССР и создания новой службы охраны президента люди понадобились Коржакову. Последнему Комелькова рекомендовал, несмотря на увольнение из КГБ, его старый приятель по совместной учебе в Институте культуры и службе в 5-м управлении Геннадий Зотов, в прошлом сотрудник 4-го отдела 5-го управления, курировавшего религию в СССР и осуществлявшего разработку религиозных деятелей, ставший впоследствии начальником Службы собственной безопасности ФСБ, генерал-лейтенантом, представителем российской службы безопасности в Болгарии.

 

С Комельковым Коржаков беседовал лично. Он предложил ему прежде всего заниматься сбором информации обо всем, что происходит на телевидении. Прежде всего его интересовали люди и группировки, негативно относившиеся к президенту и СБП. Ожидалось также, что Комельков сможет влиять на редакционную политику в выгодном для Коржакова направлении. Наконец, Коржаков предупредил Комелькова, что утечки информации от него к бывшим его коллегам по 5-му управлению, работающим теперь во главе с Бобковым у Гусинского, быть не должно, и, наоборот, нужно по возможности, используя старые связи, пытаться собирать информацию обо всем том, что происходит в корпорации «Мост».

 

Комельков, являвшийся до увольнения из КГБ одним из руководителей подразделения, курировавшего Останкинский телецентр и в силу этого сохранивший в памяти много ценной информации о сотрудниках телевидения и возможность возобновить контакты с ними, как никто другой подходил Службе безопасности президента для работы среди «телевизионщиков». Учитывалось Коржаковым и то обстоятельство, что Комельков был «порченый», уволенный из КГБ, обиженный на коллег, и прежде всего на своего бывшего шефа Бобкова. Это давало Коржакову основания считать, что Комельков сможет и будет работать против своих бывших коллег по 5-му управлению, составляющих костяк службы Бобкова в «Мостбанке».

 

Кроме того, Комельков после увольнения из КГБ успел поработать в собственном бизнесе, приобретя контакты в среде московских бизнесменов и в криминальных кругах. Частыми гостями в его ресторане на Кутузовском проспекте были лидеры московских организованных преступных группировок (ОПГ), прежде всего «солнцевские» бандиты. Кутузовский проспект относился к числу правительственных трасс, наблюдение за которыми вело 9-е управление, а затем служба, возглавляемая Коржаковым. Так что информацию о ресторане Комелькова Коржаков имел полную, так же как и об отправке теплоходов на Олимпиаду в Испанию (и об офшорных счетах, на которые были положены деньги, заработанные в Испании на этом проекте). Иными словами, Коржаков знал о Комелькове достаточно для того, чтобы сделать его преданным человеком или чтобы легко уничтожить того, если потребуется.

 

Комельков приступил к работе. Много лет Комельков был знаком с Юрием Балевым, закончившим службу в КГБ в качестве начальника 2-го отдела Управления по защите конституционного строя, преемнике 5-го управления КГБ. Несмотря на смену названия, все оставалось по-старому. Отдел, который возглавлял Балев еще в бытность 5-го управления, занимался национальными проблемами СССР. При смене названия управления сохранился номер отдела, остались на прежних позициях его руководители и оперативный состав. Отдел являлся одним из ведущих в управлении по характеру решаемых задач, в особенности в годы перестройки. В стране повсеместно усиливались центробежные тенденции: многочисленные республики — от прибалтийских до кавказских и среднеазиатских — подумывали о собственной независимости и выходе из СССР, угрожая целостности Советского Союза. С этими многочисленными национальными движениями как раз и боролся отдел Балева.

 

После распада СССР перешедший в структуру Гусинского Бобков предложил бывшему своему подчиненному Балеву работать в новой структуре. Балев ушел к Бобкову и стал у Гусинского одним из ведущих аналитиков службы безопасности «Мостбанка». С Комельковым Балев продолжал поддерживать приятельские отношения, возможно, рассчитывая получать от него информацию о ведомстве Коржакова. Комельков рассчитывал, в свою очередь, получить от Балева информацию о ведомстве Бобкова и в какой-то момент открыто предложил Балеву шпионить на Коржакова. Балев Комелькову не просто отказал, но и заявил о разрыве с ним отношений. Через несколько дней Балев был жестоко избит неизвестными у своего дома.

 

Гораздо проще обстояли дела у Комелькова по получению информации о процессах, происходящих на телевидении. Остались старые связи и старые контакты. Имея за собой поддержку в лице могущественного Коржакова, он быстро сумел стать достаточно влиятельным человеком в телецентре. С его мнением считались. Мало было желающих ему перечить. Большинство кадровых назначений теперь проходило по согласованию с Комельковым.

 

В этот период активнейшим образом продолжалась коммерциализация государственного телевидения. Те, кто успел приватизировать отдельные каналы, получали огромные личные доходы. Комельков внимательно отслеживал эти процессы, достоверно зная, кто, сколько и от кого получает. Вернувшись к контролю над телевидением, он с огорчением отмечал, что многое им было уже упущено. Сформировавшиеся на телецентре финансовые группы и их лидеры не торопились допускать кого бы то ни было к установившемуся теневому распределению эфирного времени и, соответственно, к дележу огромных денежных средств, исчисляемых миллионами долларов.

 

В конце 80-х на телевидении появился бывший комсомольский функционер Сергей Лисовский. До прихода на телевидение он стал достаточно широко известен в Москве, благодаря организации грандиозных дискотек в спорткомплексе «Олимпийский». В 1991 г. он организовал телевизионные рекламные агентства «ЛИС’С» и «Премьер СВ». До 1998 г. «Премьер СВ» контролировал 65% телевизионного рекламного рынка. Именно через него решил зайти Коржаков в рекламный бизнес телевидения. В 1995 г. Комельков, знавший о том, какие именно доходы от рекламного бизнеса получает Лисовский, направил к Лисовскому человека, предъявившего удостоверение полковника СБП. К Лисовскому полковник приехал на «мерседесе», отвез его в свой кабинет в Кремле и потребовал плату в 100 тысяч долларов ежемесячно. Лисовский отказал. На следующий день бизнес его был разгромлен людьми из службы охраны президента.

 

ВЛАДИСЛАВ ЛИСТЬЕВ

 

В конце 1987 г. на телевидение пришел работать журналист Владислав Листьев. Через несколько лет он стал ведущим телевизионным журналистом, всеобщим любимцем. Выросший в простой семье, рано потерявший отца, Листьев поступил в лучший советский университет — Московский (МГУ). Учился он на факультете журналистики, а спустя несколько лет перевелся на факультет международной журналистики.

 

На факультетах Московского университета училось много иностранных студентов, приезжавших на учебу в СССР из различных стран мира. Все они были объектами пристального внимания со стороны органов государственной безопасности. МГУ и Университет Дружбы народов им. П. Лумумбы находились под оперативным контролем 3-го отдела 5-го управления.

 

В целях осуществления наиболее полного контроля за иностранными студентами, глубокого изучения их политических взглядов и ориентации, их характеров и психологических особенностей производилась массовая вербовка профессорско-преподавательского состава и студентов университетов, как из числа советских граждан, так и иностранцев. Агентуре, приобретенной из числа иностранных студентов, уделялось большое внимание, так как из них готовились, по терминологии КГБ, «агенты оседания». На Западе такую категорию агентов называют «спящими агентами». Первоочередной их задачей была легализация в какой-либо стране и занятие положения в обществе, дающее возможность получения информации, представляющей интерес для органов госбезопасности СССР.

 

Многие иностранцы — выпускники указанных университетов — по возвращении в свои страны достигали определенных высот в карьере и добивались высокого положения в обществе. Были среди них члены кабинетов министров, видные политические и общественные деятели, дипломаты и известные журналисты. Помимо высокого уровня образования, их успеху в жизни способствовало наличие у большинства из них влиятельных родственников, живущих на их родине. Из числа отдельных студентов-иностранцев, не имевших влиятельных родственников и приехавших в СССР на учебу по рекомендации зарубежных коммунистических партий, готовились агенты-нелегалы, которые впоследствии работали в различных странах мира под вымышленными именами и соответствующими легендами.

 

Работа по вовлечению иностранных студентов и аспирантов в агентурную сеть КГБ требовала наличия в ней советских граждан. Именно тогда, в начале 80-х, пересеклись судьбы будущего тележурналиста Владислава Листьева и сотрудника 3-го отдела 5-го управления КГБ оперуполномоченного, старшего лейтенанта Александра Комелькова.

 

В престижных московских вузах учились дети советской и партийной элиты, представителей творческой среды. Небольшому числу выходцев из простых советских семей, попавших в эти престижные заведения, было очевидно, что их возможности по окончании вузов будут сильно ограничены по сравнению с «блатными» студентами, имевшими влиятельных родственников. Наиболее интересные и перспективные направления на стажировку в процессе учебы и на работу по окончании вуза получали именно дети элиты. Соответственно, достаточно легко и успешно складывалась вся их дальнейшая карьера. Тем же, кто не имел поддержки со стороны, приходилось рассчитывать на свои собственные силы и способности или пытаться обрести поддержку путем вступления в брак с представителями элиты. Был еще один способ: обрести поддержку в лице КГБ, влившись в число многочисленных агентов и доверенных лиц этой организации.

 

При отборе кандидатов для последующей вербовки в качестве агентов органов безопасности осуществлялась своего рода социальная селекция. Представители высшей партийно-советской номенклатуры и члены их семей согласно имевшимся инструкциям КГБ не могли быть завербованы в агентурную сеть госбезопасности. Эти же требования распространялись на родственников состоящих на службе в КГБ офицеров госбезопасности. Относительно представителей советской творческой элиты каких-либо ограничений в плане их вовлечения в негласную деятельность в интересах госбезопасности не было.

 

В силу указанных обстоятельств агенты, завербованные из числа студентов вузов, в большинстве своем были представителями средних и низших слоев советского общества. Значительная часть среди них были дети из простых рабочих семей, которые полагали, что, оказывая помощь органам госбезопасности, демонстрируют свою лояльность советскому строю и могут рассчитывать на помощь в дальнейшей жизни и становлении карьеры. И, действительно, органы КГБ активно продвигали свою агентуру, тем самым создавая «агентов влияния», занимающих видное место в политической и общественной жизни страны, осуществляющих свою деятельность в интересах органов госбезопасности.

 

Общительный и спортивный студент факультета журналистики МГУ Владислав Листьев не мог не привлечь внимания кураторов из 3-го отдела 5-го управления. С помощью куратора факультета он смог попасть в группу для углубленного изучения иностранных языков, а через пару лет перевестись на вновь созданный факультет международной журналистики, куда стремились попасть очень многие, в том числе и имевшие весьма влиятельных родственников-просителей. Звонки шли на уровне ректора университета и декана факультета. Для всех было очевидно — новый факультет открывает прекрасные перспективы для его будущих выпускников в плане работы за границей — предел мечтаний многих советских людей. Но при отборе на этот факультет решающее слово было за КГБ.

 

Листьева зачислили на факультет международной журналистики. Вскоре он был включен в состав группы студентов для прохождения преддипломной практики в одной из зарубежных стран. Оформление документации на выезд шло через КГБ. Кандидаты подвергались тщательной проверке со стороны соответствующих подразделений госбезопасности. Проводилась так называемая «установка по дому», в ходе которой собирались данные об образе жизни и родственниках кандидата на выезд за границу. Осуществлялись подобные «установочные» мероприятия 7-м отделом УКГБ по Москве и Московской области. Этим подразделением проводилось наружное наблюдение (слежка) за объектами оперативной заинтересованности Московского управления и «установки по дому» для всех оперативных и кадровых подразделений центрального аппарата КГБ и его московского филиала. Кроме того, «установки» проводились по запросам подразделений, осуществлявших проверку советских граждан, оформлявшихся для выезда за границу: в командировки, по частным делам и в качестве туристов. Такая проверка называлась «специальной» и подразделения, ее осуществлявшие, соответственно, назывались «подразделения спецпроверки».

 

В отношении Листьева в процессе «установки по дому» были получены сведения, характеризующие его и его близких родственников с отрицательной стороны. В деле спецпроверки (такие дела имелись на всех советских граждан, оформлявшихся на выезд за границу) на Владислава Листьева имелась справка: «Известен 3-му отделу 5-го управления КГБ СССР». Подобная терминология означала, что проверяемый либо состоит в агентурной сети органов госбезопасности, либо изучается в качестве кандидата на вербовку. Понятно, что из-за негативной информации, собранной про Листьева и его семью, несмотря на заинтересованность 5-го управления, в выезде Листьеву за границу было отказано. Листьев был также выведен из состава группы студентов, отобранных для преддипломной практики за границей.

 

При отборе кандидатов на работу в советские средства массовой информации, прежде всего на радио и телевидение, их кандидатуры в обязательном порядке согласовывались с органами КГБ. Перевод на более высокую должность, как и прием в другие масс-медиа, также проходил под контролем госбезопасности. Кураторы из 5-го управления не забывали Владислава Листьева. С их помощью, несмотря на серьезные проблемы в личном плане, он был принят на работу в редакцию иновещания Всесоюзного радио. Вскоре он вновь встретится с офицером госбезопасности, знакомым ему еще по периоду обучения в МГУ, Александром Комельковым, бывшим куратором ряда факультетов университета, переведенным в середине 80-х годов в 14-й отдел 5-го управления на вышестоящую должность — заместителя начальника отделения. Благодаря поддержке Комелькова (и КГБ) Листьев, несмотря на весьма небезупречную биографию, в 1987 г. смог оказаться в элитной группе молодых журналистов, приглашенных для работы на телевидении в новую молодежную программу «Взгляд». И хотя Листьев неоднократно напивался, прогуливал и даже не являлся в прямой эфир, в отношении него действовал принцип всепрощения. Листьева не трогали.

 

С годами программа «Взгляд» вошла в число наиболее популярных на телевидении, а ее ведущие стали всенародными любимцами. Равным среди них по праву был Владислав Листьев. Год от года он становился все более популярным. Росло его профессиональное мастерство и авторитет среди коллег. В 1990 г. он стал художественным руководителем популярнейшей программы «Поле чудес», а также программ «Тема» и «Час пик». В 1991 г., после провала августовского путча, он был назначен генеральным продюсером телекомпании.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



poisk-ru.ru

Кадровый резерв


Поясните, пожалуйста, кто работает или работал в госуд. органах. Прошла конкурс. В назначении на должность отказали, но включили в кадровый резерв. Насколько реально из кадрового резерва трудоустроиться? Многих ли по итогам конкурса включают в кадровый резерв (может у них есть какой-то определенный план)?

Комментарии


Не работал… Но… По опыту третьих лиц, смею Вас заверить, что трудоустройство гарантированно… Проблема в неопределенности срока в течение либо по истечении которого Вам сделают реальное предложение о работе…

Угу как тут же писал через восемь лет и на ту позицию которая к тому времени уже неинтересовала…а так да выстрелит сто пудово.))))))))))

Гы при работе в госконторе…лет пять весел в минестерском кадровом резерве))))) щас в президенстком резерве….как бы помягче сказать…ну одним словом не слишком надейтесь…

проще надо… ЗАБУДЬТЕ!)))))))))

не на момент активного поиска что было году эдак 2003 использовал все доступные инсрументы, кстати в том числе и этот сайт…понятно что 99 % воздух и вата что то стреляло много лт позже что то вообще мимо…но пусть будет, мы всегда открыты всему хорошему)))))) Так что скажем по другому небудем испытывать особых надежд))))))

да…надежду стоит испытывать, но не стоит ей отдаваться полностью…, все хорошо в нужное время…и работа тоже)

Если объявляют КОНКУРС — значит есть конкретная вакансия. Если Вы прошли и выиграли конкурс — то Вам гарантировано трудоустройство БЕЗ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА (см. ТК РФ). Всё остальное (пардон за сленг) — фуфло! Это моё мнение.

Не вводите людей в заблуждение. По закону о госслужбе РФ установлен испытательный срок от 3 месяцев до 1 года. Даже, уходя по переводу, можно конкретно пролететь.

А что, для госслужб ТК РФ не закон?
Статья 18. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания ПО КОНКУРСУ:
Трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
Статья 70. Испытание при приеме на работу.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
«При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе….
Испытание при приеме на работу НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ для:
лиц, избранных ПО КОНКУРСУ на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;…..
лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;
лиц, приглашенных на работу в порядке ПЕРВОДА от другого работодателя по согласованию между работодателями;…
иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.
Срок испытания НЕ МОЖЕТ ПРЕВЫШАТЬ ТРЕХ месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ, если иное не установлено федеральным законом….

Согласен: Вы всё правильно процитировали. Но в статье 70 ТК есть маленькая сноска мелкими такими буквочками:»Специальные сроки испытания при приёме на работу установлены:
статьёй 27 ФЗ… «О государственной гражданской службе РФ».
Надеюсь, я не нажил врага?

Почему, если оппонент прав, то надо думать, что он непременно обрящет врага? Вы правы! Неправа была я, т.к. привела в доказательство ТК РФ, а Вы состались на конкретный закон, касающийся «гражданской службы». И, хотя ТК РФ и ФЗ-79 от 27.07.2004г. в «трудовых» отношениях во многом совпадают, но в статьях о конкурсе и исп.сроке — не совсем.
Это моё упущение. Бум изучать глубочайше ФЗ-79, а вдруг пригодиться… да придеться поработать… ну, так скажем, в аппарате президента уборщицей, да еще пройти по конкурсу, а? Помечтать-то можно????:)))))))))))

Извините, что вклиниваюсь в разговор, но как раз таки уборщицы являются служащими гос.структур оплата, которых устанавливается ЕТС и соответственно на тех.персонал распростроняется исключительно ТК))) они не госслужащие.
кстати госслужащие относящиеся к младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты» могут быть назначены на государственную должность без конкурса.

Все просто Цурупочка не читала закон 79 о гражд. госуд службе. И не является госслужащим. Я в теме просила ответить тех кто был или является госслужащим.

Благодарю, Аннета, что не стали кидать в меня тапками, и совершенно правильно поняли – «не являюсь…», не сталкиваюсь – чистая правда. В свое оправдание могу сказать следующее — я НЕ «не читала его», а, скажем так, я его не изучала подробно, поскольку не имею отношения к гос.гражд.службе и не сталкиваюсь с нюансами ФЗ-79 ежедневно в своей повседневной работе… (да мало ли в Бразилии Педроффф? Всех и не сосчитать!…:))))))) – безусловно, там есть различия и нюансы. А ответ дала на вашу тему потому, что, ну, упустила момент «гос.» (редко, но бывает такое — схватил глазами тему сразу, пытаешься помочь, разъяснить, а тут, бздым-с… маааленький, но очень важный, момент упустил – и… опростоволосился:((…). Зато, данный факт подвигнул меня к тому, чтобы внимательно изучить некоторые пункты в ФЗ-79, о которых шла речь (а вдруг, когда-нить, привалит щастя???:)))))). Вот ведь, век живи — век учись, и…. Т.ч. еще раз приношу свои извинения, что вклинилась тогда в Вашу тему. Надеюсь, я Вас не обидела своими комментами?

Ну, блин…. так кем же я буду???? хАчу гос., но не служащей!!!! А низя ли уборщисссу переквалифицировать в менежжжера по клинингу и провести-таки как, ну, хотя бы, как гос.работника «среднего звена»?:)))))))

))))) к сожалению у гос.служащих нет понятия среднего звена…
в дополнение к выше сказанному могу добавить — госслужба самый «не благодарный » вид работы….

зато гарантированный, всё тама соблюдается…. тишь там да гладь…. да божья благодать…. з/п небольшие, но твердые, всяки квалификации, выслуги, премии всяки разные… всё узаконено… эээ-хххх… Короче, не быть мне менежжжером по клинингу:((((, а тады зачем мне ФЗ-79 знать назубок?

Испытание предусматривается в качестве обязательного условия для:
граждан, ВПЕРВЫЕ принятых на государственную службу, в том числе по результатам конкурса;
государственных служащих, переводимых на государственные должности иной группы и иной специализации.

Значит вы не выиграли конкурс. Можете ждать долго. У нас в налоговой по 2 года ждали. Советую не терять время и искать другую работу.

Из кадрового резерва трудоустроиться на должность реально в подавляющем большинстве случаев только по протекции.

не надейтесь на этом месте уже давно работает кто надо

Я не был в официальном кадровом резерве, но ждал, когда освободится место, порядка 5-ти лет. А новых вакансий там не было.

Ищите да обрящете… Здесь вариантов много в Москве каждый месяц есть одно нормальное место на госслужбе вакантное на которое нет своего человека. Но самое главное это при сдаче документов на конкурс выйти на контакт с кадровиком и произвести на него впечатление тогда Вам гарантированно (если произведете впечатление нужного работника) или…возможно будет оказана консультационная помощь, а также можно будет узнать для чего идет конкурс -для узаконивания лиц работающих по договору или закрытия реальной вакансии. Там где прямого контакта с кадровиком нету, а есть тока сдача документов через делопроизводство сразу говорю шансов практически нету.

Я в кадровом резерве проболтался ровно девять месяцев.
При этом рекомендую поддерживать контакты не только с кадровой службой гос. учреждения, но и с руководителями подразделений, на работу в которых вы претендуете.
В противном случае информация о Вас может подзатеряться или забыться…

Luter, скажите в какой именно государственный орган вы поступили на службу?

Де-юре Вас без конкурса могут назначить из кадрового резерва, естественно, при желании начальства соответствующего агентства, службы и т.п.
В любом случае, нужно общаться с кадровиком и руководителем соответствующего подразделения…зачастую конкурсы проводят для своих.

Я зачислена в кадровый резерв в апреле этого года.
Кто знает, есть ли закон, по которому должны тебя трудоустроить в течение какого-то времени?

Никто никому не должен, «конкурс может не проводиться»… Т.е. если Вас хотят назначить, а Вы в резерве, то назначат без конкурса.

кадровый резерв в гос. органах — абсолютная туфта. Внастоящее время в гос. органы принимают только своих родственников, друзей, других близких (их родственников), пытаются сделать «новое безмозглое дворянство». В РФ процветает «блат», «телефонное право», «связи». Об этом прекрасно знают Медведев и Путин, но ничего поделать не могут, поскольку Ельцин распродал страну по ваучерам, обманул народ, а им выгодно дружить с Абромовичами (милиардерами «семьи», ничего из- себя не представляющими), Березовскими, Потаниными, Прохоровыми и др. обманувшими и ограбившими народ РФ.

Такой вывод Вы сделали по своему опыту?

Исходя из своего опыта, как ни один год отработавшего в федеральном органе.

ну не все родственники)) есть еще люди ниоткуда — они нужны для всех косяков и их увольняют после того как человек «свое отработал»…
да и не все аппараты одинаковы

тоже жду звонка с нетерпением — работа работой понятно найдем, но любую променяю на гос структуру)

в резерве только те кто действительно имеет возможность получить работу.
и в резерв обычно набирают людей без опыта после окончания.. потому что конкурс есть на замещение вакантной должности и отдельно в резерв…

в моем случае до конца года должны провести переформирование и набрать дополнительный штат
эх.. по-быстрей бы)))))


Извините, что вклиниваюсь в разговор, но как раз таки уборщицы являются служащими гос.структур оплата, которых устанавливается ЕТС и соответственно на тех.персонал распростроняется исключительно ТК))) они не госслужащие.
кстати госслужащие относящиеся к младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты» могут быть назначены на государственную должность без конкурса.

И между прочим кадровый резерв попадают не выигравшие в конкурсе, а участвовавшие. Это и есть перспектива работы. Если человек не нужен, то его никуда не включают, а сразу отказывают.

Я тоже к этому склоняюсь. Потому что знаю, что отказывают направо и налево. Мне многие говорили, что нет вообще шансов пройти конкурс и даже попасть в резерв.
При личной беседе кадровик пояснил, что возможно устроиться из резерва, НО предпочтение парням. Парней из резерва всех разбирают. Обидно. Знаю свои возможности, работала бы лучше многих мужчин.


www.superjob.ru

Кадровый потенциал границы

На вопросы редакции центральной газеты «Граница России» отвечает заместитель Руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Виктор ТРУФАНОВ.

— Виктор Трофимович, как вы оцениваете современную кадровую ситуацию в Пограничной службе ФСБ России?

— Кадровая ситуация складывается под воздействием внешних и внутренних факторов, как благоприятных, так и неблагоприятных. С учетом их влияния были определены задачи по ее улучшению, в частности поддержание в полной укомплектованности офицерским составом, прапорщиками и мичманами подразделений, непосредственно охраняющих Государственную границу Российской Федерации и внешние границы стран — участниц СНГ; сокращение досрочных увольнений с военной службы офицерского состава, прапорщиков и мичманов, и прежде всего выпускников образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля.

Усиление внимания «человеческому фактору» позволило стабилизировать кадровую ситуацию, а по ряду показателей — улучшить. Так, укомплектованность офицерами пограничных органов и пограничных войск на сегодняшний день составляет 88%, а прапорщиками и мичманами — 84,5%.

Важно, что проявилась тенденция сокращения некомплекта в оперативных органах. Это соответствует перспективному развитию пограничных органов и пограничных войск.

Снизилось количество досрочных увольнений офицеров, в том числе выпускников наших военных институтов. Удалось организованно провести замену офицеров и прапорщиков, выслуживших установленные сроки военной службы в Республике Таджикистан и Северо-Кавказском региональном управлении.

Несмотря на сложную военно-политическую обстановку, реальные опасности службы на границе, а также издержки в социальной сфере, абсолютное большинство офицеров добросовестно выполняют свой служебный долг, проявляют усердие и инициативу, высокую ответственность за порученное дело.

В 2003 году и в первом полугодии этого года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, личный вклад в дело охраны государственной границы 724 военнослужащих награждены государственными наградами, 18 человек удостоены почетных званий.

— Теперь, пожалуйста, о кадровом обеспечении Пограничной службы. Какой смысл вкладывается в это понятие?

— Кадровое обеспечение пограничной деятельности представляет собой систему мер по комплектованию пограничных органов и пограничных войск ФСБ России кадрами, подбору и расстановке по воинским должностям, обучению и подготовке офицеров, прапорщиков и мичманов, их воспитание.

Кадровое обеспечение решается в условиях и с учетом организационной перестройки

Пограничной службы ФСБ России, уточнения ее функций и задач, оптимизации деятельности в новой организационно-штатной структуре.

— Не могли бы вы раскрыть процессуальную и содержательную стороны управления кадрами в пограничном ведомстве?

— Управление кадрами в современных условиях пограничной деятельности включает несколько взаимосвязанных компонентов.

Во-первых, совершенствование организационно-штатной структуры и механизма управления кадрами. Такая работа осуществляется с момента включения Пограничной службы в состав ФСБ России и преследует следующие цели:

приведение в соответствие структуры и численности пограничных органов и пограничных войск реальным угрозам национальной безопасности в пограничной сфере;

способность к адекватному наращиванию сил и средств при возрастании угроз национальной безопасности на государственной границе;

обеспечение социального статуса, уровня жизни военнослужащих и гражданского персонала, соответствующих общественной значимости ратного труда по охране и защите государственной границы.

Во-вторых, планирование развития пограничных органов и пограничных войск на научной основе, предусматривающее прогноз источников комплектования, численности и состава военнослужащих и гражданского персонала, выработку предложений по его реализации.

При совершенствовании планирования кадровых ресурсов мы можем нынешним количественным составом выпускников военно-учебных заведений укомплектовать подразделения, непосредственно охраняющие государственную границу (подразделения оперативных органов, КПП и пограничные заставы), до 100% штатной численности, а в целом по укомплектованности пограничных органов и пограничных войск выйти на отметку 5-6% некомплекта, что в кадровой работе принято считать за норму.

— Теперь об основных направлениях кадровой работы. Каковы здесь приоритеты?

— Можно выделить ряд приоритетных направлений этой работы.

Прежде всего — это рациональное использование выпускников пограничных институтов, бережное отношение к молодим офицерам. Не секрет, что в ряде региональных управлении их «перехватывают» для укомплектования управленческих структур, они не доходят «до адресата» -на пограничные заставы и другие подразделения, непосредственно охраняющие границу.

Не всегда рационально используется оправдавший себя подбор на военную службу в пограничные органы и пограничные войска из запаса опытных, любящих свое дело специалистов, подготовка которых не ведется в системе ФСБ России. В отборе таких специалистов следует учитывать их мотивацию к военной службе, отдавая предпочтение тем, кто живет «не хлебом единым».

Следующее важное направление — совершенствование воспитательной работы с офицерами, при этом надо уделить особое внимание работе с молодыми офицерами. Сегодня требуется больше педагогического такта, терпеливой и кропотливой работы по их становлению, активного использования наставничества и других прогрессивных форм воспитания.

К сожалению, несмотря на положительную тенденцию сокращения досрочных увольнений молодых офицеров, цифра 16% от общего числа увольняемых остается.

Необходимо более эффективно использовать для мотивации службы аттестацию кадров. Требования сегодняшнего дня, закрепленные в методических рекомендациях, которые мы совсем недавно направили для руководства в пограничные органы и пограничные войска, предписывают обязательное отражение в текстах аттестационных листов объективной оценки выполнения военнослужащим должностных обязанностей на конкретном участке деятельности. Среди них в первую очередь — профессиональная компетентность, организаторские способности, ответственность за порученное дело, высокая требовательность к себе и подчиненным. Нельзя оставлять без внимания и нравственные качества военнослужащих.

Необходимо поднять на новый уровень работу с резервом выдвижения. Уйти от еще допускаемых случаев формализма при формировании, подготовке и реализации резерва.

Практически во всех региональных пограничных управлениях резерв выдвижения кадров не отвечал потребностям реальной жизни, особенно по должностям начальников пограничных застав, комендантов пограничных комендатур, т.е. решающего звена руководителей линейных подразделений. Когда мы ведем речь о работе с резервом выдвижения, имеем в виду активно употребляемое понятие «инвестиция в персонал». Иначе говоря — это не только ускорение процесса обновления знаний, умений и навыков оперативного работника, специалиста, управленца, руководителя, но и неуклонное повышение роли профессиональных и личностно-психологических качеств этих людей как субъектов пограничной деятельности. Состоящий в резерве выдвижения офицер должен постоянно стремиться к повышению результатов оперативно-служебной деятельности, личным примером выполнения служебных обязанностей, своим поведением на службе и в быту оказывать положительное влияние на подчиненных. Важным направлением является организация обучения кадров.

Имеются в виду переработка программ профессионального обучения и подготовки в образовательных учреждениях пограничного профиля, переподготовка и повышение квалификации.

Нельзя мириться с ухудшением работы на местах по подбору кандидатов из числа военнослужащих для поступления в пограничные институты. Из числа абитуриентов этой категории (кстати, пользующейся льготными условиями) в 2004 году 24% не прошли по конкурсу, 9,6% не соответствовали критериям профотбора. Беспокоит сложившаяся тенденция ухудшения работы по отбору кандидатов на учебу в Пограничную академию, особенно на очную форму обучения.

— Известно, что различного рода неблагоприятные факторы оказывают негативное воздействие на текучесть кадров. Поддается ли это явление управлению?

— Работа по управлению этим процессом предусматривает определенный алгоритм действий. Это и сбор информации об условиях и факторах текучести кадров, и ее обработка, и анализ происходящего процесса, и, как следствие, разработка и внедрение комплекса мероприятий по снижению количества увольнений с военной службы офицеров и прапорщиков (мичманов).

Хочу подчеркнуть, что влияние на этот процесс оказывает появившийся в условиях рыночных отношений и конкурентной среды рынок труда с разной оплатой за родственный труд в коммерческих и бюджетных организациях. Этот фактор заставляет руководителей, подразделения кадров реагировать на складывающуюся ситуацию, активнее использовать материальные и моральные стимулы для закрепления кадров, совершенствовать механизм поощрения и награждения сотрудников государственными и ведомственными наградами.

— Как вы оцениваете деятельность кадровых аппаратов?

— Кадровые аппараты пограничных органов и Пограничных войск ФСБ России в целом характеризуются высоким уровнем подготовки сотрудников. Около 90% из них имеют высшее образование, каждый пятый имеет боевой опыт службы в «горячих точках», 25% награждены государственными наградами. По своим деловым и личным качествам они способны выполнять возлагаемые на них задачи, что и делает подавляющее большинство работников кадровых органов.

С учетом духа времени требуется поднять на качественно новую ступень роль кадровых аппаратов в управлении человеческими ресурсами, обеспечить переход от преимущественно административно-бумажных методов управления к демократическим формам оценки, подбора и расстановки кадров; соблюдать гласность в кадровой работе. Для этого широко использовать кадровый менеджмент, его основные направления, принципы, методы работы с персоналом. Кадровым аппаратам не уйти от традиционных форм так называемой рутинной работы — ведение личных дел сотрудников, учета и отчетности по кадрам и многое другое. В этих целях должны более эффективно использоваться оргтехника, автоматизация сбора статистических данных, создание и использование электронной базы данных по структурным подразделениям и в целом по пограничным органам и Пограничным войскам ФСБ России.

— Что бы вы сказали в завершение нашей беседы?

— В завершение нашей беседы хочу подчеркнуть, что управление кадрами — многогранный и исключительно сложный процесс, имеющий специфические особенности, законы и закономерности. Знание их крайне необходимо не только работникам кадровых аппаратов, но и всем руководителям.

В условиях оптимизации Пограничной службы ФСБ России управление персоналом становится приоритетным направлением деятельности начальников любого уровня, требующим комплексного подхода к решению кадровых проблем и персональной ответственности на вверенном участке работы.

— Виктор Трофимович, редакция газеты «Граница России» благодарит вас за содержательные ответы на ее вопросы.

logistics.ru

Офицеры действующего резерва: mysliwiec — LiveJournal

Резиденты и агенты,внедренные в структуры офицеры госбезопасности, вышедшие в отставку. По терминологии КГБ-ФСБ эти люди назывались «офицеры действующего резерва». Активно использовались также вышедшие на пенсию сотрудники спецслужб.
Должности «офицеров действующего резерва», как и само понятие, появились во времена Ю. Андропова, возглавлявшего КГБ с 1967 г. по 1982 г.
Постепенно должности офицеров действующего резерва были введены во всех мало-мальски важных объектах, предприятиях, учреждениях, институтах, бизнесах, начиная с ЦК коммунистической партии и до телевидения.
Офицеры госбезопасности, зачисленные в действующий резерв, оставались в составе своего подразделения, но при этом направлялись в гражданское учреждение на работу.
На указанной должности они выполняли официальные функции, т. е. работали на новой работе, но при этом основной их задачей было осуществление деятельности в интересах органов госбезопасности.
Формально уходивший в отставку офицер ФСБ, на самом деле переводимый из КГБ-ФСБ на гражданскую работу, оставался на этой работе негласным сотрудником КГБ-ФСБ, агентом государственной безопасности.

Это было поистине революционное нововведение, готовившее тылы на случай непредвиденного развития событий в стране.
Именно тогда появилось понимание, что бывших сотрудников спецслужб не бывает.
Они, действительно, не становились бывшими.
Они были офицерами действующего резерва КГБ-ФСБ — шпионами КГБ-ФСБ на гражданском или военном объекте.

http://blog.i.ua/community/662/457491/

Оригинал взят у alex_glbr в Рашен вінг

     

…реальными врагами Януковича могут стать не бутафорские пророссийские организации на территории Украины, а собственные народные депутаты, некогда пригретые в парламентских списках ПР по просьбе специфических сообществ «российско-украинской дружбы». Некогда даже сами «регионалы» смеялись в Верховной Раде над потугами своего коллеги Валерия Коновалюка представить пропагандистский фильм о российско-грузинской войне как «милитаристическую кровавую экспансию агента ЦРУ Саакашвили против миролюбивых народов Абхазии и Южной Осетии». Тогда все злорадствовали по поводу того, что «агенту 007 пришлось засветиться по столь ничтожному поводу». Теперь же в объявленной идеологической войне Кремля против «прислужника бандеровцев Януковича» придется определиться не только «ахметовцу» Коновалюку, но и его коллегам по парламентскому цеху — «другу Азарова» Юрию Болдыреву, координирующему общественное движение по пропаганде в Украине русского православия, друзьям Кивалову, Вадиму Колесниченко, держащим руку на пульсе русскоязычных проблем в стране, и многим другим украинским парламентариям в составе фракции ПР (и не только) с негласным статусом «двойного гражданства». По самым скромным подсчетам, таких в парламентских рядах насчитывается два-три десятка…
…пожалуй, самым мощным союзником «пятой колонны» в информвойне Кремля с Банковой стал нардеп от ПР глава Федерации профсоюзов Василий Хара… В Днепропетровске Облсовпроф, являющийся территориальной составной частью ФПУ, стал организатором «проведения форума 60 общественных организаций, подписавшихся под меморандумом в поддержку Путина против Януковича». Кстати, подобные акции втайне уже готовятся и в других регионах…

 

mysliwiec.livejournal.com

Кадровый резерв Путина

Президент России Владимир Путин 26 мая подписал указ об освобождении Евгения Мурова от должности директора Федеральной службы охраны Российской Федерации. Муров, возглавлявший ФСО с 2000 года, почти с момента избрания Путина, считался одним из самых близких к нему людей еще со времен их совместной работы в Петербурге в 90-е годы. Как сообщила пресс-служба Кремля, он подал заявление по собственному желанию. Новым директором ФСО стал заместитель Мурова Дмитрий Кочнев, который до этого руководил Службой безопасности президента. Что означает эта перестановка в одной из самых до сих пор «незаметных» для массового сознания спецслужб страны – которую Путин, возможно, считает сегодня своим лучшим кадровым резервом?

Евгений Муров превысил пенсионный возраст, поэтому его пребывание на посту главы ФСО «вызывало непонимание у некоторых людей». Об этом пишет, в частности, агентство РБК со ссылкой на неназванного кремлевского чиновника. При этом РБК отмечает, что с Муровым связан глава холдинга «Форум» Дмитрий Михальченко, которому в конце марта было предъявлено обвинение по делу о контрабанде алкоголя. За две недели до этого в Москве по делу о хищениях при реставрации исторических объектов по госконтрактам Минкультуры был арестован Дмитрий Сергеев – директор компании «Балтстрой», входящей в «Форум». Обвинение по делу предъявлено также заместителю главы Минкультуры Григорию Пирумову. По «делу Минкульта» был допрошен и Михальченко.

Вот что думает о последних кадровых перестановках в ФСО политолог, главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов:

– Это важное событие, потому что Муров – это эпоха, это один из самых близких людей для Путина. И все эти годы он настойчиво сохранял Мурова около себя. Другое дело, что, возможно, именно в последние месяцы значимость этой структуры еще больше выросла, потому что сейчас это уже не просто структура, которая имеет отношение к главе государства и прямо занимается охраной Путина. Это еще и кадровый резерв для Путина. Потому что для Путина это была проблема в последние 5-6 лет – то, что с традиционным местом, где он брал людей, с санкт-петербургским управлением ФСБ, он давно потерял контакт. И он искал, где ему найти новый кадровый резерв, где брать новых людей. И есть такое впечатление, что полгода назад он решил, что эти люди будут назначаться из ФСО. Если вы помните, тогда последовало несколько заметных назначений на высшие должности бывших сотрудников ФСО. Это «личная Служба безопасности президента». Эта структура явно приобретает все большее значение, чем было, скажем, год-два назад.

–​ Подчиненные Евгения Мурова говорят неофициально, что их шеф давно собирался в отставку по возрасту. Но я видел массу мнений, что его уход связан с так называемым «делом Минкульта», которое называют витком разгорающейся войны между двумя спецслужбами, ФСБ и ФСО.

Евгений Муров

– Я скептически отношусь к тому, что российские силовики могут потерять свои позиции из-за того, что их обвиняют в коррупции. Дело в том, что внутри «кремлевских башен» все равно существует это мнение, которое сложилось, может быть, в начале 2000-х годов: что любая критика в отношении силовиков и, скажем, их ответ на эту критику является признаком слабости. И что «мы ни в коем случае не должны поддаваться» и так далее. Скорее, я связываю все с тем, что Муров действительно, насколько я слышал, давно хотел уйти. Его заменил Кочнев – которого назначили руководить службой безопасности президента всего лишь в декабре, а сейчас уже подняли до начальника ФСО – и есть впечатление, что он является выдвиженцем Мурова. Просто его проверяли несколько месяцев, смотрели, как он будет работать. В конце концов его поставили на должность Мурова.

–​ Дмитрий Кочнев –​ что это за человек?

– О нем практически ничего неизвестно. Вроде бы это такой «внутренний человек», но – абсолютно закрытая фигура. Никаких данных о нем нет.

ФСО не участвовало в громких преследованиях каких-нибудь неугодных олигархов. Но это всего лишь имидж

–​ ФСБ, Следственный комитет, еще кто-то – всегда на виду. А вот ФСО среди других спецслужб России – это для массового восприятия, для простого зрителя, такая «бедная сестра». Почему так? Почему, как оказалось на самом деле, это – мощный клан, который был таким всегда и который в сложившейся в России властной системе может «показывать зубы»?

– Этот имидж сложился потому, что ФСО не участвовало в громких кампаниях, в уголовном преследовании каких-нибудь неугодных олигархов. Но, конечно, это всего лишь имидж. Потому что ФСО – это очень серьезная структура, и не только в силу своей близости к президенту и многочисленности, и потому, что именно эта структура контролирует места, где находится Владимир Путин. Еще ее сила – в том числе и в том, что это информационная служба, о чем часто забывают. Внутри ФСО существует подразделение, которое занимается аналитикой и предсказанием развития ситуации в регионах. Кроме того, именно ФСО осуществляет контроль над так называемой правительственной связью. Все коммуникации высших чинов российского государства осуществляются ФСО и, соответственно, находятся под контролем ФСО. Это очень серьезная и важная структура.

–​ Вы не считаете, что есть какая-то война между ФСБ и ФСО. А вообще войны генералов от спецслужб идут? Какая схема на «карте кремлевских башен» вырисовывается сейчас? Кто противники, кто союзники? Бортников, Колокольцев, Бастрыкин, Фрадков, теперь Кочнев?

– Это очень красивая схема – но, к сожалению, мы унаследовали представление о ней с 90-х годов. А теперь она уже мало актуальна. Мы все равно в голове представляем войну спецслужб как войну организаций. Мол, вот есть ФСБ – и она должна воевать с ФСО или воюет. К сожалению, очень давно эта ситуация уже не выглядит настолько определенно, по многим причинам. Сейчас это скорее противоборство кланов внутри силовых структур, причем необязательно это должны быть «генералы ФСО против генералов ФСБ». Могут создаваться временные альянсы, которые преследуют какую-то определенную политическую или экономическую цель – именно сейчас, в настоящий момент времени. И они объединяются против других генералов, которые обладают какими-то важными возможностями, механизмами давления других организаций. Но это не борьба институтов, это не борьба спецслужб, как это было в 90-е годы.

Мы говорим о войне кланов, а не о борьбе между равными спецслужбами

Прежде всего, это связано с тем, что в 90-е годы эта борьба, о которой мы все помним, велась часто людьми, которые создавали спецслужбы. И они, создатели этих спецслужб, были уверены в лояльности своих сотрудников, сами подбирали кадры, контролировали, что там происходит, и вели себя более авантюрно. Борис Ельцин, в конце концов, поощрял конкуренцию спецслужб. С чем мы имеем дело сейчас? Только глава СК Александр Бастрыкин является главой силового ведомства, которое он сам создал – и куда имел возможность подбирать кадры. Все остальные унаследовали свои структуры у других людей и не всегда имели возможность удостовериться в лояльности всех своих ключевых сотрудников. Поэтому в данном случае мы скорее говорим о войне кланов, нежели о борьбе между равными спецслужбами.

Офицер ФСО на одной из башен Кремля в День Победы, 9 мая 2016 года

–​ И как на всю эту войну кланов смотрит «верховный главнокомандующий», который не может о ней не знать? Это часть какого-то плана или все стихийно? Или он, как зритель в кинозале, сидит с попкорном и развлекается, мол, ну, пускай резвятся?

– Я думаю, что он находится, в определенной степени, в отчаянном положении. Потому что, на самом деле, одна ситуация – когда он молодой президент, имеющий контакт с тем же самым петербургским управлением ФСБ, знающий, где взять людей и быстро назначающий их на ключевые позиции. Когда он уверен в их лояльности и начинает осуществлять какие-то проекты. И совершенно другая история, когда прошло 15 лет и все эти люди все сидят на своих постах. Понятно, они вросли уже во все эти структуры. О лояльности их говорить сложно, о лояльности их подчиненных еще сложнее. А главная проблема – это кем их заменить.

Это является «проклятой проблемой» российской бюрократии – где брать новых людей? При отсутствии конкуренции, при отсутствии свободных СМИ, при отсутствии политических дискуссий невозможно понять, даже внутри Кремля, кому можно доверять, а кому нельзя доверять, где брать новых людей? Никакого нового «Санкт-Петербурга», откуда можно вытаскивать людей, Путину не придумать. Его решение в последнее время опираться на людей из ФСО, мне кажется, – это какой-то отчаянный шаг. Потому что, когда ты понимаешь, что можешь доверять только тем людям, которые непосредственно находятся перед твоими глазами, то есть своим охранникам, – это может сработать лишь в каком-нибудь очень маленьком диктаторском государстве. Но точно не может получиться в такой огромной стране, как Россия.

Никакого нового «Петербурга», откуда можно вытаскивать людей, Путину не придумать

–​ Но то, что вы описываете, это параноидальная ситуация. Можно себе представить, в каком душевном состоянии находятся все люди, фамилии которых мы назвали.

– Да, конечно. Это сложная проблема – тем более когда вы окружены силовиками. Есть определенные характеристики силовиков – что они находятся всегда «в обороне», всегда «отвечают на угрозы». Они живут в мире угроз! Это говорит о том, что у Путина и его окружения стратегических планов мало, есть лишь тактические решения, которые могут приниматься. Иногда это хорошие решения, иногда это ужасные решения. Но смысл в том, что ты все время окружен этими «угрозами», все время ждешь нападений – что, разумеется, постоянно добавляет нервозности, – полагает главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов.

www.svoboda.org

Список резервистов — Администрация Санкт-Петербурга

Фамилия Имя Отчество Должность
Абраменко Александр Олегович глава муниципального образования Красненькая речка
Аверьянов Сергей Анатольевич заместитель начальника Управления претензионной работы — начальник отдела исполнительной и претензионной работы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга
Адамия Давид Арчилович ранее начальник аппарата Губернатора Санкт-Петербурга Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
Акацевич Ольга Олеговна заместитель главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга
Аксенова Екатерина Олеговна председатель Юридического комитета Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
Александров Антон Александрович заместитель главы администрации Приморского района Санкт-Петербурга
Александров Никита Владимирович заместитель главы администрации Московского района Санкт-Петербурга
Алексеева Злата Андреевна генеральный директор закрытого акционерного общества «Колпинская сетевая компания»
Алескеров Андрей Энверович глава муниципального образования Южно-Приморский
Анонен Екатерина Олеговна начальник Управления тарифного регулирования Комитета по тарифам Санкт-Петербурга
Антипин Дмитрий Владимирович начальник отдела управления проектами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Конгрессно-выставочное бюро»
Антонов Максим Викторович директор государственного бюджетного образовательного учреждения детская юношеская спортивная школа №2 Калининского района Санкт-Петербурга
Анфиногенов Сергей Анатольевич первый заместитель директора Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городская реклама и информация»
Апостол Филипп Николаевич генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Архитектурная мастерская Апостола»
Артемова Арина Александровна заместитель главы администрации Выборгского района Санкт-Петербурга
Артемьев Максим Сергеевич первый заместитель генерального директора — главный инженер открытого акционерного общества «Ленэнерго»
Артюшкина Екатерина Анатольевна генеральный директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Петербург-концерт»
Асеева Елена Евгеньевна начальник Управления экономического планирования и контроля Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга
Атрощенко Антон Валерьевич начальник отдела здравоохранения администрации Московского района Санкт-Петербурга
Ахромеева Наталья Сергеевна ранее консультант Губернатора Санкт-Петербурга
Барановский Евгений Петрович заместитель председателя Комитета по строительству
Барканов Евгений Павлович глава муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ, исполняющий полномочия председателя муниципального совета
Батанов Эдуард Викторович вице-губернатор Санкт-Петербурга
Бахвалов Виталий Леонидович ранее заместитель председателя Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга
Башкин Игорь Александрович начальник организационно-аналитического управления Государственной административно-технической инспекции
Белов Павел Александрович ранее председатель Комитета по физической культуре и спорту
Белолипецкий Сергей Васильевич генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Растр-Сервис»
Белоцерковский Валерий Валерьевич заместитель главы администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Беляев Игорь Владимирович заместитель руководителя Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге
Беляева Елена Леонидовна заместитель главного врача по медицинской части Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница №26»
Бережной Андрей Алексеевич начальник жилищного отдела администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Богданов Павел Евгеньевич глава муниципального образования — председатель муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лахта-Ольгино
Боголюбова Татьяна Вадимовна заместитель главы администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга
Божков Игорь Александрович председатель правления автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования «Центр программ и проектов в области развития здравоохранения»
Болденков Павел Владимирович начальник отдела капитального строительства Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга»
Болдырев Владимир

www.gov.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *